Говоря о творческом методе создания композиций, основанном на познании красоты объективно существующего вне нашего сознания мира природы (а это и есть метод реализма), важно отметить роль ассоциации и ассоциативного мышления, фантазии и воображения, романтического и поэтического осмысления предметов и явлений объективного мира природы при создании образов.

Одним словом, можно сказать, что чем сложнее композиция, чем больше разных выразительных средств участвуют в ее решении, тем более настоятельной становится их организация сообразно с законом соподчинения. Прежде всего о формировании общего колорита композиции в процессе творческой работы.

Золотое сечение — это такая соразмерность частей одна с другой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей: математически эта соразмерность описывается следующим образом: 1/0,618=0,618/0,382 = 1,61.

Важно помнить, что сходство и различие всегда относительны и полностью зависят от окружения и среды. Окружение может стимулировать эффект группирования элементов или, наоборот, сглаживать его.

В современной теории зрительного восприятия огромное значение придается

визуальной структуре воспринимаемого объекта с ее наиболее характерными особенностями, которые и являются самыми доступными для наших органов зрения. Под характерными же; особенностями структуры понимаются такие структурные свойства, как направления, углы, расстояния между элементами, резко выраженные особенности в части пластики и ритмической организации элементов.